Версия для слабовидящих
 
 
 
Группа Родничок
Экологический музей
 
 
 

Лето - это маленькая жизнь!

    Именно в этот период года дети получают максимум впечатлений, удовольствия и радости от общения со сверстниками и новых открытий. Вместе с тем чем больше времени проводят до­школьники на улице, тем больше внимания взрослые должны уделять организации дея­тельности детей в летний период. Грамотное решение этих вопросов позволит избежать неприятностей и обеспечить эмоционально насыщенную жизнь всем участникам образовательного процесса.

    Организация воспитательно-­образовательной работы в летний период с учетом ФГТ

    Лето - особый период в жизни каждого ребен­ка. От окружающих его взрослых зависит то, как он проведет это время с пользой для здоровья, разви­тия эмоциональных и познавательных процессов.

    Так, в преддверии летнего периода в дошкольном образовательном учреж­дении необходимо провести соответ­ствующие подготовительные меро­приятия, а именно:

    ·      откорректировать режим жизни де­тей с учетом теплого времени года (этот режим должен быть у заведу­ющего детским садом, воспитате­ля, а в пищеблоке - график выдачи пищи);

    ·      пересмотреть расписание не­посредственно образователь­ной деятельности, включив в нее двигательный, музыкальный и ху­дожественный виды деятельности;

    ·      разработать совместно с медицин­ским персоналом систему закалива­ния, учитывающую состояние здо­ровья детей и условия, созданные в каждой возрастной группе;

    ·      составить рекомендации для родителей о том, как организовать досуг ребенка в летнее время, какие прочитать книги, какие провести наблюдения в природе, а также проинформировать родителей, дети которых в летние месяцы остаются в детском саду, об изменениях в системе работы ДОУ.

    Согласно СанПиН 2.4.1.2660-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях", утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 22.07.2010 № 91 (в ред. 20.12.2010), в дни каникул и в летний период не рекомендуется проводить непосредственно образовательную деятельность. Больше внимания следует уделять спортивным и подвижным играм, спортивным праздникам, экскурсиям. В летний период увеличивается продолжительность прогулок. Для достижения оздоровительного эффекта режимом дня предусматривается максимально возможное пребывание детей на открытом воздухе, соответствующая возрасту продолжительность сна и других видов отдыха.

    С учетом данных требований при планировании работы с воспитанниками в летний период педагогам следует принимать во внимание основные положения федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (далее - ФГТ), утв. приказом Минобрнауки от 23.11.2009 № 655. Так, в соответствии с данным документом необходимо создать условия для организации самостоятельной деятельности воспитанников и совместной деятельности взрослых и детей в группе, а также на участке детского сада.

    В планах воспитателей в течение дня должны быть предусмотрены все виды детской деятельности: двигательная, продуктивная, коммуникативная, трудовая, познавательно-исследовательская, музыкально-художественная, чтение художественной литературы, игровая.

    Воспитателям проводить инструктаж по охране жизни и здоровья детей. Taк, перед тем как вывести воспитанников на прогулку они обязаны тщательно осмотреть участок. Педа­гоги должны знать ядовитые растения и кустарни­ки, растущие на территории ДОУ, рассказать о них детям.

    Участок должен быть хорошо просматриваем, до­статочно затенен, безопасен, оснащен малыми игро­выми  формами, песочницей (с политым и взрыхлен­ным песком, набором лопаток, формочек на каждого ребенка), емкостью для воды (небольшим надувные бассейном, тазиком, ванночкой и т. д.), тентом от солнца и дождя. Воспитателю необходимо следить за соблюдением питьевого режима, одеждой детей в соответствии с погодой.

    Летом воспитанники почти все время проводят на территории ДОУ. На спортивных и игровых пло­щадках обеспечиваются:

    ·      закрепление и совершенствование различных видов движений у детей (ходьбы, бега, прыжков, лазания, бросания, ловли и метания);

    ·      развитие физических качеств (ловко­сти, быстроты, выносливости);

    ·      воспитание положительных нрав­ственно-волевых черт личности (ак­тивности, самостоятельности). Данный важный раздел, к сожалению, зачастую упускается педагогами, работающими с дошкольниками в этот период.

    В качестве основных средств воспитания и разви­тия движений у дошкольников летом используются: подвижная игра, игровые упражнения, игры-забавы, физкультурные упражнения, спортивные игры, "шко­ла мяча", "школа скакалки", игры-эстафеты, спортив­ные праздники и развлечения.

    В Международный день защиты детей, который ежегодно отмечается 1 июня, в дошкольном учреждении по традиции проводится летний Конкурс рисунков на асфальте и музыкально-литературное развлечение. Физкультурный досуг рекомендуется ор­ганизовывать еженедельно ("Игры народов мира", "Если хочешь быть здоров - закаляйся", "Наши спортивные успехи" и др.).

    Лето – благоприятный период для реализации программных задач по ОБЖ и формированию у воспитанников культурно-гигиенических навыков. Так, для работы с детьми младшего возраста можно использовать дидактические игры, песенки, потешки, стихотворения, рассказы, сказки, картинки соответствующего содержания. Кроме того, в младших группах необходимо иметь игровые гигиенические наборы (расческу, полотенце, мыло, салфетку, зубную щетку, пасту, носовой платок, стаканчик) для закрепления навыков их использования.

    Детям старшего возраста можно давать разно­образную информацию о личной гигиене, спосо­бах оказания первой помощи при чрезвычайных обстоятельствах:

    ·      "Как беречь здоровье летом?";

    ·      "Как предупредить простуду?";

    ·      "Как оказать первую помощь себе и детям (при ушибе, ссадине, укусах осы, пчелы, кровотечении из носа)?";

    ·      "Зачем надо каждый день много гулять и заниматься физкультурой?";

    ·      "Как надо вести себя у воды, в лесу?" и т. д. Можно провести беседы с рассматриванием

    ·      картинок "В мире опасных предметов и проборов", Служба 01"; прочитать книжки по данной тематике (С.Я. Маршак "Кошкин дом", "Рассказ о неизвестном герое", Г.М. Цыферов "Жил на свете слоненок"); закрепить правила дорожного движения.

    В летнее время на улице с детьми можно организовывать продуктивную образовательную деятельность (рисование, аппликация, оригами, изонить, бумагопластика, макраме, составление витражей и т. д.). Для этого на участке должны быть созданы соответствующие условия (устойчивые столы, стулья, выносные мольберты).

    Можно практиковать выполнение коллективых работ с использованием различных техник рисования, а также проведение конкурсов рисунка на асфальте, детского дизайна, поделок из бросового материала. Тематика продуктивной деятельности может быть разнообразной, например:

    ·      аппликации на темы "Во поле береза стояла", "Дары леса", "Жуки и бабочки";

    ·      оригами на тему "Цветы и птицы родного края";

    ·      рисование на темы "Лето в поле и лесу", "Мой го­род летом", "Транспорт";

    ·      лепка на тему "Ягодное царство";

    ·      изготовление знаков "Береги природу" и т. д.

    Знакомство с окружающей действи­тельностью, наблюдения за природой летом, организация совместной дея­тельности взрослых и детей создают благоприятные условия для развития коммуникативных качеств у дошколь­ников. Воспитателям следует включать в работу с детьми ситуативные разговоры, беседы; повторение песенок, потешек, скороговорок, организовывать литера­турный досуг, викторины, показы куколь­ного театра. Особое внимание должно быть уделено чтению художественной ли­тературы, рассказыванию сказок, органи­зации игр-драматизаций.

    Нельзя забывать и о трудовой деятель­ности: закреплении навыков самообслуживания у детей младшего дошкольного возраста, ор­ганизации трудовых поручений, дежурств. Старших детей можно привлекать к уборке групповой ком­наты, участка, труду на цветнике и огороде, помощи младшим воспитанникам, хозяйственно-бытовому труду, организации развлечения "День добрых дел". В ходе данной работы с детьми закрепляются зна­ния о профессиях, разучиваются пословицы и по­говорки о труде.

    Особое внимание в летний период должно быть уделено познавательно-исследовательской дея­тельности: наблюдениям на прогулке за явления­ми живой и неживой природы (состоянием почвы, температурой воздуха, осадками), построению вза­имосвязи, взаимозависимости предметов и явлений природы, экспериментированию (с водой и песком), коллекционированию, моделированию, решению проблемных ситуаций. Можно организовать и про­ вести развлечения "Прекрасное и удивительное во­круг нас", "Праздник воды и песка" и др.

    Благоприятное воздействие на эмоциональное состояние детей оказывают музыкально-дидактические игры, организация слушания, пения, создание условий для детской творческой импровизации.

    Итоги летней оздоровительной работы подво­дятся на педагогическом совете. К нему можно под­готовить выставки поделок, выполненные детьми с воспитателями и родителями из природного матери­ала. На заседании рекомендуется представить пре­зентации интересных праздников, досуга, игр и раз­влечений, проведенных с воспитанниками в летний период, обсудить проблемы и перспективы дальней­шей организации летней оздоровительной работы.

     

    Сведения о ДОУ
    Здоровье
    Для Вас, родители