Версия для слабовидящих
 
 
 
 
 
 

Дислалия

    Дислалия — это нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и нормальном речевом аппарате. Такие нарушения проявляются в дефектах воспроизведения звуков речи: искаженном их произнесении (вместо правильного звука произносится звук, которого нет в русском языке (например, горловое Р), заменах одних звуков другими (звук заменяется другим, который имеется в системе языка) и в отсутствии звуков (выпадение звука в начале, середине или в конце слова). В зависимости от причин, выделяют функциональную и механическую (органическую) дислалию.

    Причины механической дислалии

    • Укороченная подъязычная уздечка. Это вызывает затруднение движений языка, т. к. слишком короткая уздечка не дает ему возможности высоко подниматься (в этом случае страдают так называемые «верхние звуки»).
    • Дефекты строения челюсти и зубов.
    • Верхняя челюсть сильно выступает над нижней (прогнатия).
    • Нижняя челюсть выступает вперед (прогения).
    • Между зубами верхней и нижней челюстей при их смыкании остается промежуток. Если промежуток есть между передними зубами, говорят о переднем открытом прикусе, если промежуток есть между боковыми зубами, говорят о правостороннем, левостороннем или двухстороннем боковом прикусе.
    • Неправильное строение неба. Узкое, слишком высокое (готическое) небо или низкое и плоское.
    • Укороченная уздечка верхней губы.
    • Расщепление твердого неба, губы.

    Исправление дефектов челюстей и зубов следует проводить в стоматологических кабинетах. Наилучший возраст для этого от 5 до 6 лет.

    Причины функциональной дислалии

    • Неправильное воспитание речи ребенка в семье. (Иногда взрослые, подражая детскому лепету, долго «сюсюкают» с ребенком, что задерживает развитие правильного звукопроизношения).
    • Подражание ребенком неправильному звукопроизношению взрослых. (Особенно плохо, когда в семье кто-то из взрослых имеет косноязычную речь).
    • Педагогическая запущенность. (Возникает, если взрослые уделяют мало внимания воспитанию, не следят за речью ребенка).
    • Недоразвитие фонематического слуха. (Ребенок испытывает затруднения в различении звуков, которые отличаются друг от друга очень тонкими акустическими признаками (звучанием). Например, звонких и глухих согласных (Б-П, Д-Т), мягких и твердых свистящих и шипящих (С-СЬ, Ш-Щ).
    • Снижение слуха.
    • Умственная отсталость ребенка.

    Чаще всего нарушается произношение следующих звуков — Ш, Ж, Ч, Щ, С, 3, Ц, Л, Р.

    Сведения о ДОУ
    Здоровье
    Для Вас, родители