Версия для слабовидящих
 
 
 
 
 
 

Общее недоразвитие речи (ОНР)

    Общее недоразвитие речи (ОНР) — системное нарушение речевой сферы у детей с нормальным слухом и относительно сохранным интеллектом.

    У детей данной группы в большей или меньшей степени оказываются нарушенными произношение и различение звуков, словарный запас отстает от нормы, страдают словообразование, словоизменение, связная речь не развита.

    Выделяют три уровня общего недоразвития речи у детей.

    1-й уровень ОНР характеризуется либо полным отсутствием речи, либо наличием лишь ее элементов (так называемые «безречевые дети»).

    Активный словарь таких детей состоит из небольшого числа звукоподражаний и звуковых комплексов (лепетных слов), которые часто сопровождаются жестами: «туту»-поезд, «ляля» -кукла.

    Значительная ограниченность активного словаря проявляется в том, что одним и тем же лепетным словом ребенок обозначает несколько понятий: «биби»- машина, самолет, пароход, грузовик.

    Вместо названий действий дети часто употребляют названия предметов и наоборот: «туй»- (стул)- сидеть; «пать»(спать)- кровать.

    Фразовая речь отсутствует. Дети используют однословные слова- предложения: «Дай» означает «Дай куклу» или что-либо другое.

    Звукопроизношение характеризуется смазанностью, невозможностью произнесения многих звуков.

    Слоговая структура сильно нарушена. В речи детей преобладают 1–2 сложных слова. Сложная слоговая структура сокращается: «аба»- собака, «алет» -самолет.

    2-й уровень ОНР. Дети используют более развернутые речевые средства. Однако недоразвитие речи выражено еще очень резко. В литературе этот уровень характеризуется как «начатки общеупотребительной речи». В речи детей появляется довольно большое количество слов (существительных, глаголов, прилагательных, появляются некоторые числительные и наречия, предлоги). Но используемые слова достаточно искажены («лябака»- яблоко, «обуйчик»- огурчик). Отличительной чертой является присутствие в речи детей двух, трехсловной фразы («Кадас ледит аепка» — Карандаш лежит в коробке). Однако связи между словами предложения еще грамматически не оформлены, что проявляется в большом количестве аграматизмов.

    Предлоги чаще всего опускаются, но иногда появляются простые и лепетные варианты («Ника ези, а той»- Книга лежит на столе).

    В речи детей нарушается согласование глагола и существительного («Мачик сидят»-мальчик сидит), прилагательного с существительным («касный зезда»- красная звезда). Формы существительных, прилагательных и глаголов среднего рода отсутствуют или искажаются.

    Словообразование на этой ступени речевого недоразвития отсутствует. Звукопроизношение грубо нарушено. Может страдать произношение и различение до 16–20 звуков.

    Слоговая структура слов в речи детей также нарушена. Трудности встречаются в словах, состоящих из двух-трех и более слогов.

    Дети нарушают их последовательность, переставляют, опускают, добавляют слоги («вимедь» — медведь, «лисипед»- велосипед).

    Рассказ по картине или по серии сюжетных картинок, который характеризует состояние связной речи, строится примитивно. Чаще всего сводится к перечислению увиденных событий и предметов.

    3-й уровень ОНР характеризуется развернутой разговорной фразой, отсутствуют грубые отклонения в развитие различных сторон речи. Имеющиеся нарушения в речи детей касаются в основном сложных (по значению и оформлению) речевых единиц. Порой только с помощью специальных тестов можно определить отклонения в речевом развитии ребенка.

    Такие дети пользуются в основном простыми предложениями, а также некоторыми видами сложных. При этом структура их может нарушаться: отсутствие главных и второстепенных членов предложения («Папа забивает картину»- Папа прибивает гвоздь для картины.)

    Для этого уровня ОНР характерно значительно меньшее количество ошибок, связанных с изменением слов по родам, числам, падежам, лицам и т. д. Но они все же есть: неправильно употребляются формы множественного числа существительных, смешиваются падежные окончания существительных мужского и женского рода, неправильно согласуются существительные с прилагательным, числительные с существительными др.

    По-прежнему, недостаточно понимание и употребление сложных предлогов, которые упрощаются: например предлог из-за употребляется как из.

    Словарный запас на первый взгляд кажется достаточным, но при обследовании может выясниться незнание таких частей тела, как локоть, веки, переносица; лексических значений слов «озеро», «ручей», «бретельки».

    Нередки ошибки в словообразовании. Ребенок неправильно образует уменьшительно-ласкательные формы существительных, относительные прилагательные, притяжательные прилагательные, глаголы с приставками. Звуковая сторона речи детей существенно лучше по сравнению с предыдущими уровнями ОНР. Остаются лишь нарушения произношения некоторых сложных звуков (например, рил). Слоговая структура слова воспроизводиться правильно, кроме слов сложного слогового состава: «аквария»-аквариум, «милицанер»- милиционер. При пересказе (связная речь) дети могут переставлять местами части рассказа, пропускать важные элементы сюжета, обеднять содержание.

    Страдают звуковой анализ и синтез. Ребенок с трудом выделяет первый и последний звук в слове, подбирает картинки на заданный звук. Это впоследствии будет служить препятствием для овладения грамотой.

    Сведения о ДОУ
    Здоровье
    Для Вас, родители