Версия для слабовидящих
 
 
 
Музей русской игрушки
 
 
 

Что такое Нарушение слоговой структуры слова?

    Первые слова, которые начинает произносить ребенок, очень просты по своему звуковому и слоговому составу, ребенок начинает воспроизводить слоги, слова в порядке сравнительной силы. Так, сначала из всего слова передается только ударный слог, затем -первый предударный слог и, наконец, слабые безударные слоги.

    Точное воспроизведение слогового ряда, к сожалению, не всегда удается ребенку. Этот дефект произношения называется «Нарушение слоговой структуры слова». Маленькие дети могут переставлять, пропускать слоги в сложных по своей слоговой структуре словах.

    Если это нарушение проявляется каждый раз в одном и том же слове, необходимо на этом акцентировать внимание малыша, дать ему правильный образец, т. е. в медленном темпе произнесите слово сами, а потом вместе с ребенком, до тех пор, пока он не сможет сказать его самостоятельно. Если ребенок переставляет слоги во многих, даже простых словах, {например произносит «онга» вместо нога, «писось» вместо пылесос) необходимо заниматься с ребенком по преодолению этого нарушения.

    Искажение слоговой структуры слова у дошкольника старше 4-х лет является симптомом глубокого нарушения фонематического восприятия, которое, в свою очередь, по мнению специалистов, свидетельствует об общем недоразвитии речи. Коррекцией нарушений слоговой структуры слова необходимо заниматься под контролем специалиста. Коррекция осуществляется по нескольким направлениям. Важно уточнять и закреплять значения слов, использовать слуховую, зрительную и кинестетическую функции, начинать работать с правильно произносимых звуков.

    Нарушение слоговой структуры слова — стойкое в его преодолении, оно может сопровождать ребенка и в школьном возрасте, что негативно скажется на письме. Редко когда специалисты берут детей до 3-4х лет, но вы всегда можете попытаться. Начиная заниматься с ребенком, обращайте внимание, но не добивайтесь правильного произношения в трех — четырехсложных и более словах (снеговик, мороженное, милиционер, …) начните с двусложных слов. Разрежьте картинку на две части в названии которого ребенок путается.

    Например: КОШКА Первой выкладываем ту часть, на которой нарисована голова, громко и четко произносим КО, ребенок повторяет за вами, затем выкладывайте вторую часть картинки, где нарисован хвост, громко и четко произносите ШКА, ребенок повторяет за вами. Пальчиком ребенка показываем первую половину картинки, вместе с ребенком произносим КО, затем вторую половинку картинки, произносим ШКА, и так несколько раз пока вы не услышите верный вариант, после чего ребенок произносит слово самостоятельно.

    Для чего нужна картинка? Дело в том, что у маленького ребенка развито наглядное мышление, он наглядно видит, что хвост впереди головы быть не может, так и у слогов есть свой порядок.

    Постепенно можно приступать к словам из трех слогов, на первых порах слова, должны быть с открытыми слогами (корова, собака, ворона и т. д.) вместо картинки можно использовать три кубика, кружочка. Поиграйте в игру «Нажми на слог». Действовать также как и с картинкой 1-й кубик КО, 2-й кубик РО, 3-й В А.

    Эти упражнения необходимы, но они могут быстро надоесть вашему малышу, проявите фантазию, можно хлопать на каждый слог, шагать, прыгать и т. д.

    Не загружайте ребенка, за один день выучите 1–2 слова и повторяйте их. После того как ребенок научиться правильно произносить слово, нужно его закрепить, попросите его показать, как он красиво говорит папе, бабушке и т. д. если ребенок стесняется, то пусть скажет любимой игрушке, мишке, кукле…, и главное не забывайте ребенка хвалить за каждое его достижение.

    Сведения о ДОУ
    Здоровье
    Для Вас, родители